Кто такие Соймы и откуда они взялись?

В Украине зарегистрировано более 2 тыс. человек, носящих фамилию Сойма. Наибольшее их количество проживает в четырёх населенных пунктах Закарпатской области (по возрастанию): Красна, Дубовое, Водица, Лопухово. Компактность расселения и результаты беглого исторического анализа позволяют предположить, что носители данной фамилии в этом регионе, равно как и потомки выходцев из данного региона, могут являться родственниками в той или иной степени.

Этимология фамилии Сойма до конца не выяснена. Известно, например, что во многих языках финно-угорской группы это слово связано с водой и средствами передвижения по ней. У хантов и манси: сойм (соим)- ручей. У финнов, карелов (soima) и вепсов (soim) — большая лодка. На территории России протекают две реки с названием Сойма. Одна – в Ненецком автономном округе, другая — во Владимирской области. В той же Владимирской области в Судогодском районе существует деревня Сойма. Сойма фигурирует в качестве названий речных и озерных судов в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах и впадающих реках. Известна также волжская Сойма — длинный плот, управляемый лотами и реями. В связи с тем, что всё вышеперечисленное слабо проецируется на Карпаты, рискну утверждать, что наша фамилия никак не связана с русским Севером, финнами и лодками. И жители Российской Федерации, чья фамилия Сойма произошла от вышеприведенных топонимов или благодаря профессиональной деятельности предка (строил или управлял суднами-соймами) для украинских Сойм являются лишь однофамильцами.

Также Сойм (-а) в славянских языках — большое скопление людей, собрание, сходка. Из приставки съ- и корня *jьmъ от *jęti «брать». (т.е. «собрать»). Сойм, сейм (др.-польск. Sejm) — название законодательных органов в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, Карпатской Украине (1939), Польши (1945-1990), Литве и Латвии (после 1920 г.); нижняя палата парламента в Польше в 1921-1939 и после 1990 г. в Австро-Венгрии существовали краевые соймы Галичины и Буковины. Интересно, что в некоторых диалектах русского языка это слово обозначает не только сходку или толпу людей, но и частые «последствия» таких собраний — драку, свалку, шум, брань.

Очень интересную версию я нашёл в книге Павла Чучки «Прізвища закарпатських українців. Історико-етимологічний словник», где автор выводит фамилию Сойма от бойковского апелятива сойма – «висок» (Самборщина на Львовщине). Там же для сравнения П. Чучка приводит кличку Сойма, которую бойки дают «овцам с заросшим лбом». Версия эта мне кажется вполне правдоподобной, особенно если учесть, что у многих представителей нашей фамилии действительно открытые виски («залысины»). Вполне возможно, что это и было причиной «награждения» нашего давнего предка таким прозвище, а данная физиологическая особенность передавалась по мужской линии из поколения в поколение. Однако, следует отметить, что слова «сойма» в книге М. Онишкевича «Словник бойківських говірок» я не обнаружил.

Нет никаких сомнений относительно связи нашей фамилии с селом Соймы Межигорского района Закарпатской области. Существует несколько легенд об основании данного села, первые сведения о котором датируются 1410 годом. Не смотря на то, что легенды эти отличаются по содержанию, суть их одна – первым основателем (основателями) села был наш полумифический предок по прозвищу Сойма.

Легенда первая. Сойми — то дуже старе село, старше за Волове. Є співанка:
Порадилися сусіди — Липча із Соймами,
Що вспіл будуть волів пасти помежи горами.
Про що пісня каже? Що від Липчі до Соймів не було більше сіл. А свою худобу жителі Липчі і Соймів випасали межи горами. Де випасали волів, там виникло Волове. Де паслися вівці, там Вучкове, а колись називалося Вуцьковим. Де стригли овець — там Стригальні.
А Сойми так називаються, що там першими поселилися два брати — розбійники Сойми. В одного з них були два сини — Іван і Пилип. Оба закохалися в якусь Іляну з Липчі, побилися на ній, і Пилип убив Івана. Далі втік горі рікою і заснував село Пилипець.

Легенда вторая. Як відомо, найстаршим селом на Верховині були Сойми. Назву йому дав утікач на прізвище Сойма, який до того проживав на Тячівщині. Проходячи повз річку і побачивши мінеральні джерела, Сойма дуже здивувався, бо перший раз у житті бачив, що вода «кипіла». Думав, що вода гаряча, але коли покуштував, вона йому дуже сподобалася на смак. Правда то чи хтось видумав, але говорять, що Сойма перед тим хильнув чимало погарчиків оковитої, яку, подорожуючи, взяв «на всяк випадок». А коли напився водички з мінерального джерела, то мовби заново народився. Звідси вернувся Сойма додому, забрав всю сім’ю і поселився біля «киплячої води». Невідомо, скільки років Сойма прожив зі своєю родиною тут, але згодом у селі вже нараховувалося 1 5 хат, люди спочатку розробляли угіддя спільно, а відтак кожна сім’я мала свої землі. Поселенці почали вирубувати ліси, збільшуючи земельні площі під посіви. Вирощували овес, жито, картоплю. Найближчим селом-сусідом Соймів у той час була аж Липча. Випасуючи отари панських і своїх волів, липчанці подалися вверх по течії ріки, до сучасного Міжгір’я. Тут росла соковита трава, було вдосталь риби, лісу. Сойм’яни згодом сім’ями стали виганяти на пашу волів до Липецької долини. ( Записав Іван Костюк від Ю. Бряника, с. Репинне Міжгірського району, 1987; ж. «Календар «Просвіти» на 1998 рік», Ужгород, 1998, с. 174).

Легенда третья. Коли споруджувався Мукачівський замок (перша згадка — XI ст.) троє сміливців утекло з тих рабських робіт. Один з них, Сойма, оселився у місці, де зливаються дві гірські річечки Репинка і Голятинка.

А вот информация об основании села Красна Тячевского района и его первых жителях. Перші відомості про село відносяться до XIV ст. Поселенці скоріш за все прийшли із низинних сіл. Тут вони випасали худобу, заготовляли ліс для майбутніх будинків. За народними легендами першими жителями села були Сойма, Носа, Цубера. Цубера посилився за річкою, Носа — на горбах, Сойма — на лугах. Пізніше з Колачави через гору Красна прийшли інші люди: Грицан, Горкавець.

Вышеприведенные легенды не дают однозначного ответа на вопрос о том, как шло расселение Сойм в этом крае. То ли сначала было основано село Соймы (легенда третья), а после наши предки перебрались через горы в долину р. Тересвы, то ли расселение происходило в обратном направлении (легенда вторая). Я склоняюсь к первому варианту. Скорее всего, потомки основателя рода покинули Соймы в поисках более безопасного и удобного места проживания. Сейчас в этом селе не числится ни одного человека с такой фамилией.

Первое письменное упоминание о нашей фамилии датируется 1781 г. Это подписки крестьян о «неимении жалоб на помещиков». От села Брустуры на Тячевщине этот документ подписал биров (староста села) Сойма. В другом документе 1790 г. упоминаются Стефан Сойма и Петро Сойма – жители Дубового. XVІІІ ст. в Брустурах – “Стефан Микити Сойминого сын”.

Более подробным изучением нашего достаточно древнего закарпатского рода я планирую заняться в скором времени. Буду рад ответить на все вопросы, предложения и замечания.

Сойма Роман (Основянин),
Харьков (Большая Основа).

Свободное некоммерческое использование материалов статьи в Интернете допускается при условии указания авторства и активной ссылки на sojma.wordpress.com. Печатное использование-только с согласия автора.


Рейтинг@Mail.ru

MyCounter - счётчик и статистика

Реклама